Кран-манипулятор – устройство, отвечающее за осуществление погрузочно-разгрузочных работ. Оно монтируется на передвижную платформу грузовиков, тягачей, речных судов. Для управления установкой используются рычаги и кнопки, расположенные в кабине либо интегрированные в систему управления транспортным средством.
Место расположения манипулятора в КМУ бывает различным: возле кабины водителя-оператора, позади кузова, что дает больше пространства для выполнения работ и т.д.
Выпускаемые КМУ подразделяются на 2 категории – гидравлические либо тросовые. По виду тросовые установки схожи с подъемным краном, оснащенным стрелой, способной выдвигаться телескопически. В отличие от гидравлических КМУ, стрела тросовых не способна сгибаться.
Телескопическая стрела тросового манипулятора состоит из нескольких секций и устанавливается на поворотной платформе. Крюк в таких установках опускается/поднимается с помощью троса.
Тросовые КМУ обладают рядом преимуществ. Такие установки способны подавать груз вниз, выполнять работы через препятствия (траншеи, заборы и ограды). Груз поднимается и опускается строго по вертикали, что исключает проблемы с подачей объектов в траншею или колодец.
Тросовый манипулятор отличается плавностью и аккуратностью в работе. Во время подъема положение груза в пространстве полностью контролируется оператором, за счет плавных движений исключается случайное повреждение груза от ударов. Благодаря поочередному телескопическому выдвижению секций стрелы грузовой момент может быть использован максимально.
Чтобы обеспечить безопасную работу техники КМУ оснащаются специальными системами контроля с многочисленными датчиками. С их помощью осуществляется мониторинг угла наклона, телескопирования. На оголовке стрелы манипулятора установлен тензодатчик, имеется концевой выключатель. При комплексном использовании датчики позволяют предотвратить перегрузку установки, так как вес перемещаемого груза отслеживается, исключить опасный наклон и снизить вероятность поломки техники.
Помимо преимуществ тросовые КМУ обладают и некоторыми недостатками. Среди явных минусов техники с тросами можно отметить:
Не исключается вероятность перегруза переднего моста ТС в установках, где стрела располагается над кабиной.
Еще один минус – затрудненное управление машиной, особенно при ограниченных дорожных условиях. Не исключается вероятность конфликтной ситуации на постах ДПС – инспектор может остановить машину за превышение длины или высоты – манипулятор, установленный на крупных грузовиках, в ряде случаем возвышается на 3,8 м, при том что разрешенная высота составляет 4 м.
Цена 1 км вне МКАД: 35 руб.
Тип стрелы: Телескопическая платформа 4*2м
ГП: 1000
Цена 1 км вне МКАД: 35 руб.
Тип стрелы: Телескопическая
ГП: 200